Диагностика сформированности интереса к музыке у подростков
Музыкальное
обучение является уникальным средством формирования «единства аффекта и
интеллекта» ( Л.С.Выготский ).Особенно велико эмоциональное воздействие музыки
на духовную сферу человека в его детские и юношеские годы.
Возможность гармоничного развития
ребенка как музыканта и личности заключается в его приобщении к различным видам
музыкальной деятельности. Для личностного развития юного музыканта особенно
важны положительный настройна обучение
музыке и стимулирования интереса к ней. Заинтересовать ребенка музыкой помогает
сочетание различных обстоятельств: яркие личностные качества самого учителя,
установление плодотворного контакта в общении, организация эффективной
совместной деятельности, опора на систему стимулов различной направленности.
Исследуя вопрос о развитии устойчивого интереса к музыке, в частности
классической , отмечу, что она не всегда находится в «круге интересов»
подростка и входит в привычную для него среду обитания.
С точки зрения психолога А.Г.Ковалева,
интерес – это «специфическое отношение личности к объекту в силу его жизненной
значимости и эмоциональной привлекательности».По мнению Г.И.Щукиной, интерес
является «мощным побудителем активности личности».Интерес выступает как
средство, мотив и на более высоком уровнекак свойство личности. В качестве определяющего мотива поведения и
деятельности человека, интерес создает устойчивую базу для успешного развития
личности в процессе обучения. Интерес оказывает положительное влияние на все
психические процессы и функции человека: восприятие, внимание, память, волю.
Под воздействием интереса к музыке внимание подростка становится более
длительным, материал быстрее укладывается и дольше сохраняется в памяти,
возрастает работоспособность, появляется любознательность и стремление к
познанию нового.
Как известно, занятия определенной
деятельностью чаще всего связаны с интересом, проявляющимся как потребность в
этой деятельности. Наиболее плодотворно личность подростка развивается в
процессе интересной и любимой деятельности. Это обусловлено обогащением и
углублением интересов, в центре которых стоит склонность к деятельности и
потребность в ней. Совершенствование этой деятельности приводит к увеличению
объема и повышению качества усвоения знаний.
Развитие интереса подростка к музыке
необходимо с двух точек зрения: для повышения мотивации к активной
музыкально-исполнительской деятельности и для формирования гуманистических
качеств личности. Для этого следует максимально активизировать
духовно-нравственные качества личности на примере биографий выдающихся
музыкантов, формировать личностные мотивы учения путем примененияполученных знаний на практике. Устойчивый
интерес к музыке способствует повышению у подростков мотивации к активной,
музыкально-исполнительской деятельности, развитию у них понимания прекрасного,
формированию художественного вкуса и оценочных критериев в контексте
духовно-нравственных и эстетических идеалов.
На основе анализа исследований в области
музыкальной психологии и педагогики мной были разработаны тест и анкета на
выявление уровня сформированности интереса к музыке у подростков, определены
его критерии: осознание интереса к музыке, наличие ценностных ориентаций в музыкальном
искусстве, отношение к музыкальной деятельности.
Осознание интереса к музыке предполагает
целенаправленное стремление к углублению знаний о музыке и самостоятельному
изучению материала. Наличие ценностных ориентаций характеризуется осознанным
выбором музыкальных предпочтений, получениемэстетического удовольствия от общения с музыкой и адекватной оценкой
музыкальных произведений. Отношение к музыкальной деятельности включает
готовность к участию в деятельности по личной инициативе и стремление к
самостоятельному решению творческих задач.
В соответствии с данными показателями
были выявлены 3 уровня сформированности интереса к музыке у подростков: низкий
(любопытство, любознательность), средний (неустойчивый интерес), высокий (устойчивый
интерес). Содержательной стороной каждого из уровней явились определенные
критерии: осознание интереса к музыке, наличие ценностных ориентаций в
музыкальном искусстве, отношениек
музыкальной деятельности.