Суббота, 18.05.2024, 07:16
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Творческая мастерская "Виктория"
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Мониторинг успеваемости [29]
Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий [10]
Из опыта работы - рефераты/статьи/доклады/выступления [7]
Тематическое планирование уроков музыки [27]
Программа вокально-эстрадной студии " Виктория" [3]
Проектная деятельность [3]
О музыке и музыкантах [4]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Из опыта работы - рефераты/статьи/доклады/выступления

Диагностика сформированности интереса к музыке у подростков

       Музыкальное обучение является уникальным средством формирования «единства аффекта и интеллекта» ( Л.С.Выготский ).Особенно велико эмоциональное воздействие музыки на духовную сферу человека в его детские и юношеские годы.

       Возможность гармоничного развития ребенка как музыканта и личности заключается в его приобщении к различным видам музыкальной деятельности. Для личностного развития юного музыканта особенно важны положительный настрой  на обучение музыке и стимулирования интереса к ней. Заинтересовать ребенка музыкой помогает сочетание различных обстоятельств: яркие личностные качества самого учителя, установление плодотворного контакта в общении, организация эффективной совместной деятельности, опора на систему стимулов различной направленности. Исследуя вопрос о развитии устойчивого интереса к музыке, в частности классической , отмечу, что она не всегда находится в «круге интересов» подростка и входит в привычную для него среду обитания.

       С точки зрения психолога А.Г.Ковалева, интерес – это «специфическое отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности».По мнению Г.И.Щукиной, интерес является «мощным побудителем активности личности».Интерес выступает как средство, мотив и на более высоком уровне  как свойство личности. В качестве определяющего мотива поведения и деятельности человека, интерес создает устойчивую базу для успешного развития личности в процессе обучения. Интерес оказывает положительное влияние на все психические процессы и функции человека: восприятие, внимание, память, волю. Под воздействием интереса к музыке внимание подростка становится более длительным, материал быстрее укладывается и дольше сохраняется в памяти, возрастает работоспособность, появляется любознательность и стремление к познанию нового.

        Как известно, занятия определенной деятельностью чаще всего связаны с интересом, проявляющимся как потребность в этой деятельности. Наиболее плодотворно личность подростка развивается в процессе интересной и любимой деятельности. Это обусловлено обогащением и углублением интересов, в центре которых стоит склонность к деятельности и потребность в ней. Совершенствование этой деятельности приводит к увеличению объема и повышению качества усвоения знаний.

       Развитие интереса подростка к музыке необходимо с двух точек зрения: для повышения мотивации к активной музыкально-исполнительской деятельности и для формирования гуманистических качеств личности. Для этого следует максимально активизировать духовно-нравственные качества личности на примере биографий выдающихся музыкантов, формировать личностные мотивы учения путем применения  полученных знаний на практике. Устойчивый интерес к музыке способствует повышению у подростков мотивации к активной, музыкально-исполнительской деятельности, развитию у них понимания прекрасного, формированию художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.

       На основе анализа исследований в области музыкальной психологии и педагогики мной были разработаны тест и анкета на выявление уровня сформированности интереса к музыке у подростков, определены его критерии: осознание интереса к музыке, наличие ценностных ориентаций в музыкальном искусстве, отношение к музыкальной деятельности.

       Осознание интереса к музыке предполагает целенаправленное стремление к углублению знаний о музыке и самостоятельному изучению материала. Наличие ценностных ориентаций характеризуется осознанным выбором музыкальных предпочтений, получением  эстетического удовольствия от общения с музыкой и адекватной оценкой музыкальных произведений. Отношение к музыкальной деятельности включает готовность к участию в деятельности по личной инициативе и стремление к самостоятельному решению творческих задач.

         В соответствии с данными показателями были выявлены 3 уровня сформированности интереса к музыке у подростков: низкий (любопытство, любознательность), средний (неустойчивый интерес), высокий (устойчивый интерес). Содержательной стороной каждого из уровней явились определенные критерии: осознание интереса к музыке, наличие ценностных ориентаций в музыкальном искусстве, отношение  к музыкальной деятельности.

 

Категория: Из опыта работы - рефераты/статьи/доклады/выступления | Добавил: Muzlady (03.04.2010)
Просмотров: 2913 | Рейтинг: 4.6/8
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Управление образования администрации города Чебоксары
  • ГОУ "Чувашский республиканский институт образования" Минобразования Чувашии
  • ПЕДСОВЕТ: образование, учитель, школа
  • Созвездие Ориона
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов


  • Copyright MyCorp © 2024