Суббота, 18.05.2024, 14:51
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Творческая мастерская "Виктория"
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Мониторинг успеваемости [29]
Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий [10]
Из опыта работы - рефераты/статьи/доклады/выступления [7]
Тематическое планирование уроков музыки [27]
Программа вокально-эстрадной студии " Виктория" [3]
Проектная деятельность [3]
О музыке и музыкантах [4]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий

Мороз и солнце-день чудесный!

                                                                       Ход урока

Учитель Дорогие ребята! Вы, конечно, уже догадались, что урок у нас  сегодня будет не обычным, а праздничным, потому что скоро наступит…

Дети Новый год!

Включается тихая музыка, на фоне которой Учитель читает стихи:

Начинается год синим сумраком, легкой порошей,

Старой елочной сказкой, мерцаньем и блеском свечей,

Затаенной надеждой: конечно, он будет хороший,

И колючим морозцем, и россыпью звездных лучей.

Звук музыки прибавляется. Звучит вальс «Снежных хлопьев» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Звук убавляется.

Учитель (мечтательно) А зима красавица! (игриво) А она всем нравится?

Дети Да!

Учитель играет вступление к песне «У леса на опушке» и все поют эту песню.

Учитель Молодцы, ребята! Вижу, вы любите зиму. А зима в России – это и снег пушистый, и елки серебристые, это и лыжи, и коньки, и горячие пирожки! Но что это? Кажется, я слышу шум метели.

Звучит фоном ветер.

Появляется Снежная королева (ученица)

Снежная королева Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети! Зиму люблю больше всего на свете! Я пролетала мимо и решила заглянуть к вам на огонек. А здесь такая теплая атмосфера, что я подумала: «А не остудить ли немножко ваши сердечки? А?»  Как вы думаете, кто я?

Дети Снежная королева!

Снежная королева Ну, конечно! Я – повелительница Зимы, снежинок и льда. Я – Снежная королева!

Учитель Снежная королева, а зачем же ты к нам пожаловала?

Снежная королева Ну, как же! Ведь это же урок музыки, а я так давно не слышала хорошей музыки. Помните, как там поется? Напевает: «Поет зима, аукает» Знакома ли вам эта музыка, ребята?

Дети Да. Это поэма памяти С. Есенина.

Снежная королева А какой композитор сочинил музыку к этой поэме С. Есенина?

Дети Г.В. Свиридов.

Учитель Давайте вспомним вторую часть этой поэмы и послушаем ее фрагмент. Тем более, что этим мы доставим удовольствие Снежной королеве.

Снежная королева О, да.

Слушание.

Снежная королева Великолепно. Ведь метель – это моя стихия. Да и как композитор Г.В. Свиридов так точно подметил настроение зимы?

Учитель Да, Г.В. Свиридову очень понравились стихи С. Есенина, и он постарался музыкальными средствами выразительности изобразить зиму.

Снежная королева А что это за музыкальные средства выразительности, ребята?

Дети Темп, динамика, ритм, состав исполнителей и т.д.

Учитель Правильно, ребята. Так какой же по характеру была эта музыка?

Дети Быстрая и медленная, тихая и громкая. Симфонический оркестр изображал метель, а хор выразительно передавал волнения и чувства самой зимы, пташек малых.

Учитель все записывает на доске.

Учитель Молодцы, ребята!

Снежная королева Да, своими правильными ответами, боюсь, ребята растопят мое сердце, и тогда я не смогу управлять снежинками. Благодарю вас за хорошую музыку и прошу проводить меня хорошей песней.

Учитель Ребята, давайте споем для Снежной королевы русскую народную песню «Метелица».

Звучит песня «Как пошла наша Метелица мести…» Под эту песню Снежная королева удаляется.

Учитель Ну, вот и улетела наша гостья. Все-таки она не холодная оказалась, а очень даже одухотворенная и какая-то возвышенная. Правда? Но, кажется, к нам опять кто-то пожаловал?

Стук в дверь. Вбегает чувашский мальчик.

Мальчик Привет всем! Меня зовут Ванюк. Я гулял поблизости и услышал веселую песню. Кто ее пел?

Учитель Да это наши ребята пели.

Мальчик Вот здорово. Сегодня такое морозное утро, так весело играть в снежки и кататься с горки. Но у вас здесь, похоже, еще веселее.

Учитель А знаешь, Ваня, что у одного чувашского композитора есть музыкальное произведение, которое называется «Хеллехи ир».

Мальчик Так это в переводе с чувашского языка «Морозное утро».

Учитель Ну, конечно же. В этой музыкальной зарисовке есть все. И мороз, и солнце, и игра. А имя этого чувашского композитора пусть ребята отгадают сами, пользуясь моей подсказкой.

Учитель пишет на доске буквы: Ас л м с

Учитель С музыкой этого композитора мы не раз знакомились на уроках. Так как его зовут? Помните, ребята?

Дети Анисим Васильевич Асламас.

Учитель Правильно. Это музыкальное произведение под названием «Морозное утро» нам исполнит ваша одноклассница Катя Чапурина.

Мальчик садится на стул и со всеми вместе слушает игру на фортепиано своей одноклассницы.

Мальчик Ух ты, как похоже! Ребята, сколько частей в этом «Морозном утре»? Вы услышали?

Дети 3 части.

Учитель Первая часть какой была по настроению?

Дети Медленной, плавной, мажорной.

Учитель А вторая?

Дети Быстрая, веселая, отрывистая, как будто дети играют в снежки или просто веселятся.

Учитель А третья?

Дети Повторение первой. Она похоже на морозный узор на стекле.

Учитель А как вы думаете, ребята, из этой фортепианной пьесы могла бы получиться песня?

Дети Да, могла бы.

Учитель А что нам для этого необходимо?

Дети Стихи.

Учитель Вот это и будет вашим домашним заданием: сочинить небольшие четверостишия о морозном утре.

Мальчик Я тоже запомню это задание и дома буду сочинять. Ну, а сейчас мне пора. Благодарю вас за теплый прием.

Учитель А мы, ребята, давайте споем для Вани песню «Тух-ха, Ванюк» для того, чтобы он ушел от нас в хорошем настроении, не забывал к нам почаще заходить в гости.

Все поют и танцуют. А учителю помогают аккомпанировать «классные артисты» - мальчики, умеющие играть на баяне, учащиеся музыкальных школ.

Учитель Ну вот, ребята, и подходит к концу наш предновогодний урок, во время которого вы успели познакомиться со многими новыми друзьями Снежной королевой и мальчиком Ваней. Вспомнили знакомую музыку и песни, послушали новое музыкальное произведение известного  чувашского композитора и даже получили домашнее задание. И осталось нам только завершить урок хорошей песней.

Все поют песню «Кабы не было зимы»

 

Категория: Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий | Добавил: Muzlady (03.04.2010)
Просмотров: 1526 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Управление образования администрации города Чебоксары
  • ГОУ "Чувашский республиканский институт образования" Минобразования Чувашии
  • ПЕДСОВЕТ: образование, учитель, школа
  • Созвездие Ориона
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов


  • Copyright MyCorp © 2024