Суббота, 18.05.2024, 13:26
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Творческая мастерская "Виктория"
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Мониторинг успеваемости [29]
Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий [10]
Из опыта работы - рефераты/статьи/доклады/выступления [7]
Тематическое планирование уроков музыки [27]
Программа вокально-эстрадной студии " Виктория" [3]
Проектная деятельность [3]
О музыке и музыкантах [4]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий

Настоящие волшебники

                                                                            Ход урока


Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим изучение темы четверти: «Преобразующая сила музыки». И урок наш будет назваться «Настоящие волшебники», потому что именно сегодня нам предстоит выяснить, кто такие волшебники и какие они бывают. И только ли это феи, чародеи и колдуны. А может быть, стать волшебником мог бы каждый из нас, если только… А впрочем, это преждевременно. А пока – за окнами зима – очень красивое и своеобразное время года, когда вся природа словно засыпает, и повсюду властвуют лишь мороз и метель. Но все-таки именно зимой мы имеем возможность кататься на коньках и играть в снежки, лепить снежные фигуры и рисовать узор на морозном стекле. И даже под Новый Год получать подарки от Деда Мороза.

О Зиме многими композиторами написано много прекрасной музыки и, конечно же, песен, одну из которых мы с вами вспомним.

Песня «У леса на опушке» – исполнение.

Учитель: Да, зима, хоть и красива, но все же холодна. И растопить зимний лед может только весна и ее тепло. Так и в жизни, ребята, часто случается, что порой лед злого сердца способно растопить только теплое, доброе слово или же хорошая песня. Ведь сколько на свете есть хороших и красивых народных песен, которые помогают людям трудиться и отдыхать, размышлять и веселиться. И нет среди них ни одной плохой или нелюбимой людьми песни. А почему так? Как вы думаете, ребята? Почему все народные песни по своему красивы и любимы народом?

Ученики: Потому что плохие песни забывались.

Учитель: Верно. Песни вообще в жизни людей играли большую роль. И не было таких жизненных ситуаций, когда бы люди не пели. Таким образом, появились трудовые, солдатские, лирические, свадебные, игровые и, конечно же, хороводные песни. Кто из вас, ребята, помнит, что такое хоровод?

Ученики: Хоровод представлял собой вокально-хореографическое народное действие под открытым небом.

Учитель: А кто обычно водил хороводы?

Ученики: Хороводы обычно водила в деревнях молодежь во время весенних и летних праздников. Парни и девушки брались за руки, составляя большой круг, и пели.

Учитель: Да, их песни поднимались высоко над полями и разносились по всей округе. Принося в каждый дом радость.

А какими были по характеру мелодии большинства хороводных песен?

Ученики: Мелодии большинства хороводных песен были плавные, медленные и очень красивые.

Учитель: Да, правильно. Вот, например, одной из таких хороводных песен чувашского народа является песня «Тарна», т.е. «Журавушка». Сейчас я вам ее исполню, а вы следите за звуковедением моего голоса по нотам.

«Тарна» - 2 куплета а капелла поет учитель.

Учитель (задает вопросы): Ребята, каким был характер этой песни? Кто понял, о чем пелось в этой песне?

Ученики: Это песня-размышление о том, что журавль в небе летает, а дети в хороводе играют и поют, и у каждого из них своя жизнь и судьба.

Учитель: А каким образом эта песня способна повлиять на человека?

Ученики: Утешить, успокоить.

Учитель: Ну, а теперь мы с вами разучим эту песню, чтобы лучше почувствовать ее характер.

Чувашская песня «Тарна» - разучивание по фразам, с голоса учителя. Работа на унисоном, дикцией, фразировкой, дыханием.

Учитель: Вот мы с вами, ребята, разучили чувашскую народную песню «Тарна», которую, несмотря ни на что, сохранилась до наших дней. А ведь чувашский народ раньше, почти 150 лет тому назад, не знал музыкальной грамоты и не умел записывать песни нотами. Так как же все-таки сохранились народные песни до наших времен. Как вы думаете, ребята?

Ученики: Песни передавались из поколения в поколение путем устного народного творчества.

Учитель: Да, песни сохранились до наших дней только благодаря таким вот талантливым и увлеченным музыкой людям. И у каждого народа обязательно были свои любимые музыканты и певцы, которые песнями своего народа прославляли свою Родину. О таких людях даже складывали сказки, легенды и мифы. В одной из таких легенд рассказывается о древнегреческом певце и музыканте Орфее, который своей искусной игрой на кифаре и сладкоголосым пением покорял не только людей, зверей, но и всю природу.

Кифара, ребята, это струнный музыкальный инструмент Древней Греции (показ макета и прикрепление его к доске). Для вас это слово новое, и давайте его запишем в наш словарик. (Запись на доске слова, а остальное детям продиктовать).

Так вот, внимая пению Орфея, птицы умолкали, неукротимые потоки водопада усмиряли свой шум, а свирепые звери плакали как дети.Когда Орфей ударял по струнам своей золотой кифары, он становился даже могущественнее богов, потому что в эти волшебные мгновения не боги, а Песнь Орфея владычествовала над миром.

Легенда об Орфее во все времена привлекала к себе внимание многих композиторов, одним из лучших из которых по праву считается немецкий композитор 18 века Кристоф Виллибальд Глюк.

показ портрета и прикрепление его к доске. Запись на доске:

Кристоф Виллибальд Глюк

1714-1787

Давайте запишем о нем немного, ребята:

Немецкий композитор, выдающийся оперный реформатор, который стремился в опере соединить все отдельные номера в единое развивающееся музыкальное действие.

(Устный рассказ учителя): К тому же Глюк считал, что музыка должна сопутствовать поэзии, усиливая выраженное словом чувство. Сейчас-то мы понимаем: он был прав, но в то время критики как и музыканты много спорили по этому поводу. Глюк сочинил 107 опер, среди них «Альцеста», «Армида», «Ифигения в Тавриде» и, конечно же, «Орфей». Эту оперу на либретто Раньеро де Кальцабиджи Глюк написал в 1762 г. Сюжет этой оперы нам повествует о том, как в счастливое для Орфея время неожиданно от укуса змеи погибает его возлюбленная, прекрасная Эвридика. И тогда Орфей, сильно опечаленный, но все же не теряющий надежды, отправляется за Эвридикой в мир теней, в подземное царство Аида, где ему пришлось встретить на своем пути много трудностей и преград. Но во всем Орфею помогала музыка, его мастерство игры на кифаре и, конечно же, его чарующий, великолепный голос. Так своим искусством Орфей усмиряет гнев злых ведьм – фурий и смягчает непреклонного владыку мрачного царства, который отпускает Эвридику, даруя ей жизнь. И вот уже Орфей ведет свою возлюбленную к свету, к жизни.

Сейчас прозвучит «Мелодия» из оперы «Орфей» Глюка, которая, собственно, и является песней Орфея. Постарайтесь, ребята, во время слушания обратить особое внимание на характер музыки и состав ее исполнителей, поскольку именно об этом после прослушивания музыки у нас пойдет разговор.

Слушание «Мелодии» из оперы «Орфей» Глюка.

Вопросы учителя:

1.     Скажите, ребята, какая была музыка по характеру?

2.     В какую графу таблицы «копилка чувств» мы можем записать «Мелодию» из оперы «Орфей» Глюка?

3.     Какие именно инструменты симфонического оркестра исполняли эту музыку? (флейта и струнная группа симфонического оркестра).

4.     А равноправны ли были между собой флейта и струнные инструменты?

5.     У каждого из них была своя самостоятельная мелодия или же они были объединены одной интонацией у флейты, и струнные играли аккомпанирующую роль?

6.     Почему, на ваш взгляд, Глюк выбрал из всего многообразия музыкальных инструментов симфонического оркестра именно флейту для подражания голосу Орфея? (флейта близка к интонациям высокого человеческого голоса)

7.     С кем можно сравнить пение Орфея?  Вспомните симфоническую сказку С. Прокофьева «Петя и волк», какую роль там играла флейта? (с пением птиц)

8.     А почему Орфей пел так грустно? В какой момент оперного действия могла звучать эта мелодия? (в момент печали, оплакивания Эвридики)

9.     Как вы думаете, ребята, каким человеком по характеру был Орфей? (смелым, добрым, честным и талантливым)

Учитель: Да, без этих качеств характера и души Орфей не смог бы стать таким великим музыкантом, прославившим себя в веках. Только честное и храброе сердце способно творить чудеса, но чудеса – удел волшебников. А в чем же состояло волшебство Орфея: ведь у него не было волшебной палочки, и он не знал волшебных заклинаний?

Ученики: Вместо волшебной палочки в руках у Орфея была кифара, а вместо волшебных заклинаний – необыкновенно красивый голос, и еще храброе сердце и добрая душа.

Учитель: Волшебство Орфея – в его таланте и мастерстве, к которому может и должен стремиться каждый из нас.

Так кого же мы можем назвать волшебниками?

Ученики:  Тех, кто честен, добр и смел, как поется в песне.

Исполнение «Песни о волшебниках» Г. Гладкова

 

Категория: Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий | Добавил: Muzlady (03.04.2010)
Просмотров: 1467 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Управление образования администрации города Чебоксары
  • ГОУ "Чувашский республиканский институт образования" Минобразования Чувашии
  • ПЕДСОВЕТ: образование, учитель, школа
  • Созвездие Ориона
  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов


  • Copyright MyCorp © 2024