Наличие жизненных ценностей, смысла,
понимания «ради чего» жить, нахождение своего места в жизни, своего пути,
возможность самореализации – все это является одним из мощнейших источников
жизненной энергии человека.
Впервые вопросы «как найти свое
место?», «кто я?», «какой я?», «каково мое предназначение?» возникают в
подростковом возрасте. Но эти, казалось бы , простые вопросы – самые сложные на
самом деле, и нередко они ставят в тупик даже взрослого человека. Подростку
становится очень важным знать: что для него хорошо и что плохо, к чему ему
нужно стремиться и что делать, как поступить в конкретной ситуации? А для этого
он прежде, должен понять, кто он такой и что из себя представляет.
Психологи утверждают, что в возрасте
примерно 12 лет у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру,
с этого и начинается познание своего «Я»: подросток анализирует свое поведение,
свои личностные качества. Затем самопознание усиливается, углубляется и уже к
15-16 годам у подростков складывается представление о себе, как цельной
личности, отличной от других людей. К 16-17 годам возникает особое личностное
образование - психологическая готовность к самоопределению.
От того, какой «образ Я» сформируется в
подростковом возрасте, как подросток определит свое место в окружающем мире,
какими нравственными и духовными ценностями он овладеет, каким видит свое
будущее и сумеет ли реализовать свои природные способности – зависит его
судьба, его жизненный сценарий, сценарий «победителя» или сценарий
«неудачника», ощущение счастья и «полноты бытия».
Свои пожелания к родителям и педагогам
мне хочется сформулировать следующим образом: в воспитании самое главное – не
ошибиться. Цель воспитания – изучить ребенка, узнать, какими желаниями и
способностями он обладает, и помочь их реализовать. Желание ребенка – это
предвестник его способностей.
Подростковый возраст – возраст иллюзий и
фантазий. Родители и педагоги не должны мешать подросткам стремиться к тому,
что с их точки зрения, нереально на сегодняшний день. Следует помнить, что
ребенок подходит к взрослому состоянию по сложной ,зигзагообразной траектории.
Самопознание является необходимым
условием сознательного самоопределения, Прямая дорога к верному самоопределению
идет через самого человека, через познание им своей природы, своих особенностей, через открытие им правды о
самом себе. Чем глубже он познает свою природу, желания своего внутреннего «Я»,
свой темперамент, свою конституцию, свои потребности и устремления, чем
отчетливее он осознает, что на самом деле поставляет ему радость, тем легче,
естественнее, автоматичнее будет решена им проблема ценностного выбора.
Самоопределение и самореализация
личности – это необходимое условие осмысленности существования. Тот, кто,
чувствует, что он может себя осуществить, раскрыть заложенные в нем склонности
и таланты, переживает свою жизнь как полную и осмысленную.Нет смысла искать
богатства вне нас, пока мы не разработали богатства свои – внутренние.
Уважение самобытности человека,
культивирование его уникальности, воспитание позитивного отношения к самому
себе и окружающему миру – все это должно быть главным принципом при работе с детьми и подростками.
|