Развитие творческого потенциала учащихся в условиях Дворца Детского и Юношеского Творчества г.Чебоксары
Потребность в творчестве естественна
для каждого ребенка. Посредством проб, ошибок и удач он познаёт мир и себя.
Осваивая новое ремесло, постигая ту или иную науку, он находит очередное хобби
в часы досуга, а может и свое призвание на всю жизнь. Помочь ему определиться в
своих потенциальных возможностях, успешно реализовать их – одна из задач
педагогов дополнительного образования.
Современные подходы в дополнительном
образовании детей предъявляют новые требования не только к содержанию и методам
образовательной работы с детьми, но и к профессионально-дидактическому уровню
педагога. Педагог ДО нового времени – это, прежде всего, отличный психолог,
способный найти индивидуальный подход к любому ребенку; мастер «Золотые руки» и
личный пример в творческом процессе; «генератор идей», способный удивить,
пробудить интерес, зажечь искорку нового таланта. Большинство моих коллег –
именно такие педагоги.
Процесс творческого развития
воспитанников ГДДЮТ обеспечиваетсякомплексным воздействием на личность ребенка, включающим целенаправленную
работу педагога, собственную деятельность воспитанников, и организованных
внешних условий –окружающую среду в ДДЮТ.
Образовательная среда является главным
стимулирующим фактором развития творческой активности при соблюдении некоторых
условий:
-свобода выбора направлений
деятельности на основе своих потребностей;
-приоритетность творческой
деятельности;
-заинтересованность, увлеченность
всех субъектов образовательного процесса в продуктивной творческой деятельности
(сотворчество педагогов, воспитанников и их родителей);
-возможность как индивидуальной,
так и коллективной творческой деятельности и другими.
При соблюдении этих условий мы
наблюдаем все ступени формирования нового таланта: зарождение интереса и
потребности в творческой деятельности - репродуктивная работа - становление
творчества.
Основная категория воспитанников ГДДЮТ
– это дети 7 – 17 лет. Благодаря вариативности программно-методического
обеспечения образовательного процесса, мы имеем возможность удовлетворить
многие запросы учащихся , их родителей.
По характеру творческой деятельности
объединения в нашем ДДЮТ можно разделить на 2 вида:
*объединения, в которых
воспитанники не создают ничего материального, но с помощью педагога развивают и
совершенствуют самих себя – духовно и физически. Это объединения эстетического,
спортивно-оздоровительного и туристического профилей.
*объединения, в которых ребята
создают творческий продукт.( объединения декоративно-прикладного и технического
творчества, изостудии).
Развитие литературного и художественного
творчества также является одним из направлений деятельности детских объединений
ГДДЮТ.
Уже 6 лет традиционной городской
программе – «Созвездие школьных талантов». Она рассчитана на школьников
младшего и среднего возраста. Цель данной программы – выявление творчески
одаренных детей и художественных коллективов школ города, развитие
художественного детского творчества, создание среды творческого общения детских
творческих коллективов и отдельных исполнителей, всесторонняя поддержка и
развитие творческих способностей и дарований детей.
В течение года городской Дворец оказывает
консультативно-методическую помощь и организовывает работу мастер – классов и
семинаров для педагогических работников учреждений дополнительного образования,
общеобразовательных школ и школ искусств, участвующихв городских программах.
Реализация большинства программ проходит в
3 этапа:1 этап – отборочные туры в школах города; 2 этап - полуфиналы в
районных Домах творчества; 3 этап – финал в Чебоксарском городском Дворце
детского и юношеского творчества.
В настоящее время идет работа по реализации
следующих городских проектов: программа для учащихся 1-4 классов «Чебоксарские
жемчужинки», которая включает в себя конкурс – фестиваль «Радуга талантов»,
конкурсно - игровую программу «Спешите делать добро», творческий конкурс «Макет
детской площадки». Программа для учащихся 5 – 8 классов «Звезды 21 века»
включает в себя фестиваль творчества и конкурс игровых программ «Империя
игр».Для старшеклассников проходит городской конкурс социальных проектов
«Изменим жизнь к лучшему» и программа «Здоровому поколению – будущее».
Подведение итогов программ проводитсяэкспертной комиссией в соответствии с
критериями. Оценка финала проводится компетентным жюри в составе работников
Управления образования города, центра мониторинга и развития, заслуженных
педагогов дополнительного образования и др. Городские программы широко
освещаются в средствах массовой информации. Итоги конкурса публикуются на сайте
ДДЮТ и Управления образования города Чебоксары. Все участники награждаются
грамотами и ценными призами.
Дворцом творчества налажена тесная связь
со школами, с районными центрами творчества. Вся работа по городским программам
строится по системе «Школа – Районный дом творчества – Городской Дворец». Таким
образом, Чебоксарский городской Дворец является центром воспитательной и
досуговой деятельности для детей всего города.
Участие детей в разных конкурсах дает им
возможность раскрыть свой талант, воплотить новые идеи и задумки в
действительность. Успехи наших творческих объединений ежегодно можно увидеть на
конкурсах, соревнованиях, смотрах разного уровня, творческих отчетах ДДЮТ,
показательных выступлениях для жителей города и района.
Многие воспитанники, прошедшие все ступени
образования по выбранному профилю, ставшие своего рода «профессионалами» в
своем деле, продолжают посещать ДДЮТ. Для них предусмотрены индивидуальные
занятия и работа в разновозрастных группах. В чем секрет такой популярности? В
нашем ГДДЮТ мы стремимся создать оптимальные условия для занятий творчества. Творческий процесс у
детей вызывает радость. А радость повышает уверенность в своих силах, дает
возможность найти свое место в детском социуме и формирует позитивное отношение
к жизни. Это – именно те качества, в развитии которых все больше и больше
нуждаются наши дети.