Ход урока:
Тип урока: Урок изучения
нового материала.
Цель урока:
Сформировать представление о
своеобразии и специфике музыкально-театрального жанра – Мюзикл.
Задачи урока:
Обучающие:
Научить анализировать музыку
на основе её жанровых признаков на примере знакомства с бродвейским
мюзиклом-сказкой «Красавица и Чудовище»;
Развивающие:
Развитие творческих
способностей, познавательного интереса и вокальных навыков.
Воспитательные:
Воспитание сознательного
отношения к учёбе и коммуникативных умений, способствование формированию
личностных качеств (порядочность, честность, доброта, любовь, верность,
целеустремлённость, трудолюбие)
Педагогические задачи:
1.Выстраивание «свободного
урока»: психологически-комфортного, эмоционально-наполненного, на уровне
высокой общечеловеческой культуры с раскрытием индивидуальности личности
каждого ученика и умения найти себя в обществе.
2.Вовлечение учеников в
процесс открытия новых граней своего таланта на основе активного взаимодействия
учителя и учащихся.
Общепедагогические и
специальные методы, используемые на уроке:
1.Методы стимулирования и
мотивации учебно-познавательной деятельности:
а) учебная дискуссия;
б) создание ситуаций успеха в учении;
в) разъяснение;
г) поощрение и порицание ученика.
2.Методы организации и
осуществления учебно-познавательной деятельности:
а) словесный (рассказ);
б) наглядный (слайдовая презентация)
в) репродуктивный и проблемно-поисковый (от частного к
общему, от общего к частному);
г) сравнительный анализ музыкальных фрагментов;
д) музыкальной драматургии;
е) «интонационно-стилевое постижение музыки»;
3) Методы контроля и
самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
а) устный контроль (заключительная «Угадай-ка»)
б) самоконтроль по методу «синквейн»
Форма работы на уроке: коллективная и индивидуальная.
Музыкальный материал:
1.Песня «Красавица и
Чудовище», муз.Алана Менкена, слова Ховарда Эшмана;
2.Видеофрагмент «Вы – наш
гость» из мультфильма «Красавица и Чудовище»;
3.Видеофрагмент «Вы – наш
гость» из мюзикла «Красавица и Чудовище» в постановке актёров театра МДМ;
4. Ария Чудовища «Мне не
суждено любить» из мюзикла «Красавица и Чудовище» в постановке актёров театра МДМ;
5.Видеофрагмент «Короли
ночной Вероны» из мюзикла «Ромео и Джульетта» Жерара Пресгурвика в постановке
Арт-группы «РиДж» вокально-эстрадной студии «Виктория» МОУ «СОШ №6
г.Чебоксары»;
6. Видеофрагмент из
молодёжного киномюзикла «High School Musical»-« Классный мюзикл» - «Все
вместе».
Оборудование:
Презентация, составленная к
уроку в Power Point,
компьютер с проектором, экран, фортепиано.
Основные этапы урока:
1.
Организационный
момент (1 мин),
2.
Актуализация опорных знаний ( 5 мин),
3.
Изучение нового материала (15 мин),
4.
Разучивание и исполнение песни А.Менкена на
ст.Х.Эшмана «Красавица и Чудовище» (10
мин),
5.
Итог урока ( 4 мин).
Ход урока.
Учитель:-Здравствуйте,
дорогие друзья!
Сегодня я предлагаю вам
отправиться в путешествие в Мир музыкального театра.
Презентация №1.(Слайд №1)
Но, прежде всего, мне бы
хотелось спросить у вас: Что же для вас значит словосочетание-«музыкальный
театр»?
(Ответы учащихся)
Учитель:-Да,Театр -
многогранное, многоцветное «существо». Это – мир воплощений творческих замыслов
режиссёров, сценаристов, светооператоров, композиторов, актёров и вообще людей
творческих профессий, для которых театр-это их жизнь.
Понятие-«театральная
постановка»-это союз разных видов искусства.
Каких же, как вы думаете? И
вообще, какие театральные жанры известны вам?
(Ответы учащихся)
Учитель:-Но сегодня мы с вами
остановимся на очень популярном в настоящее время во всём мире жанре-Мюзикл.
Знаете ли вы, что такое Мюзикл? Какие мюзиклы вам известны?
(Рассуждения учащихся)
Учитель:-Сегодня я научу вас
разбираться в стилистических особенностях жанра мюзикла, а также познакомлю с
непременными атрибутами этого вида театрального искусства на примере некоторых,
очень популярных мюзиклов современности,
Итак, внимание на экран.
-Перед вами - Америка, а
точнее – Голливуд, «страна в стране» так ещё называют эту «фабрику киноиндустрии»
во всём мире. (Слайд №2)
-В 1991г.кинокомпанией «Disney» по мотивам сказки мадам де Вильнёв, впервые изданной
в 1740 г.на
французском языке, был выпущен на экраны музыкальный мультипликационный фильм
«Красавица и Чудовище», который тут же возымел большой успех как у зрителей,
так и у кинокритиков. (Слайд №3)
-Эта картина стала первым в
истории анимационным фильмом, номинированным на премию «Оскар» в категории
«Лучший фильм года» (Слайд №4)
-Авторами мультфильма
являются:
Сценарист – Линда Вулвертон
(Слайд №5),
Композитор – Алан Менкен
(Слайд №6),
Авторы текстов песен – Ховард
Эшман и Тим Райс (Слайд №7)
-Сценическая версия
«Красавицы и Чудовища» появилась в 1993г. и сразу была номинирована на премию
«Тони» в категории «Лучшее либретто мюзикла», а песня- «Beauty and the Beast» завоевала премии «Оскар», «Золотой Глобус» и четыре
«Грэмми» в категории «Лучшая песня».
-Давайте её послушаем в
исполнении Селин Дион и Пэйбо Брайсона.
(Слайд №8)
В этом нам поможет
музыкально-анимационный видеоклип.
(Видеоклип по мотивам
мультфильма «Красавица и Чудовище)
Учитель: - Песня «Красавица и
Чудовище» - это несомненный хит современности и потому мы её сейчас разучим.
(Вокально-хоровая работа: разучивание
песни)
Учитель: - Сегодня
бродвейский мюзикл «Красавица и Чудовище» идёт в Москве на сцене Московского
Дворца Молодёжи (МДМ) в исполнении наших российских актёров и музыкантов.
Презентация №2. (Слайд №1)
Это - грандиозное зрелище с
роскошными номерами, прекрасной музыкой и увлекательным сюжетом. Мне
посчастливилось лично в дни зимних каникул побывать в театре МДМ и насладиться
«живой» оркестровой музыкой, а также «живым» исполнением своих музыкальных
партий всех актёров мюзикла. Но, кроме этого, меня ещё впечатлили сложные
декорации, а также многочисленные костюмы и вообще сама режиссёрская идея
постановки, поскольку всё было так же как и в мультфильме – чайники, чашки и
тарелки танцевали и пели на глазах изумлённой публики!!
Сейчас мы сравним фрагмент из
мультфильма: «Вы наш гость» с его сценической версией, где по сюжету
заколдованный слуга принца-Чудовища - Люмьер, т.е. Свеча угощает прекрасную
гостью – Белль обедом. Итак, внимание на экран.
(1.Видеофрагмент «Вы – наш
гость» из мультфильма «Красавица и Чудовище»;
2.Видеофрагмент «Вы – наш гость» из мюзикла
«Красавица и Чудовище» в постановке актёров театра МДМ).
Учитель:- Ребята, какая
разница между двумя этими фрагментами?
(Рассуждения учащихся)
Учитель: - Перевоплощение мультяшных
героев в их аналоги на сцене – это отдельная, «секретная история», необходимое
«действо» - мастерство гримёров и декораторов, без которых не обходится ни один
жанр театрального искусства.
-Сейчас вы увидите сложный
процесс наложения грима на актёров и их
некоторые сценические маски и костюмы.
(Слайды №№2, 3, 4, 5, 6)
Учитель: - После всего
увиденного, как вы думаете, ребята легко ли быть актёром мюзикла?
(Размышления учащихся)
Учитель: - Посмотрите, как
солист мюзикла «Красавица и Чудовище»- Игорь Иванов в сложном образе Чудовища
исполняет свою партию «Мне не суждено любить»
(Видеофрагмент из сценической
версии мюзикла-Ария Чудовища)
Учитель: - Итак,
(Информ-слайды)
Презентация №3. (Слайд №1)
Мюзикл «Красавица и Чудовище»
был показан
В 115 городах 14 стран всех 5 обитаемых континентов
планеты.
Мюзикл посетило более 30 млн.зрителей. (Слайд №2)
Предпремьерный показ мюзикла
«Красавица и Чудовище» состоялся в Хьюстоне в ноябре 1993года, после чего
(Слайд №3)
18 апреля 1994 года состоялась премьера в Нью-Йорке на
Бродвее.
(Слайд №4)
Одной из звёздных
исполнительниц роли Белль в бродвейской постановке мюзикла стала (Слайд №5)
популярная соул-певица Тони Брэкстон, (Слайд №6)
она была первой
афро-американской актрисой, сыгравшей эту роль.
В австралийской постановке
мюзикла роль Гастона сыграл известный голливудский
актёр Хью Джекмен.(Слайды №7, 8)
Каждый вечер на сцене актёры
спектакля используют
более 170 париков. (Слайд №9)
Актёру, исполняющему роль
Чудовища, помогают надевать сценический костюм и накладывать грим 3 ассистента.
Изначально этот процесс занимал
более 3-х часов, теперь – всего около 2-х. (Слайд №10)
Бальное платье Белль весит более 16 кг. (Слайд №11)
В спектакле используется
около
40 специальных эффектов. (Слайд №12)
Рукава костюма Люмьера, по
сюжету превращенного колдуньей в подсвечник, сделаны из огнеупорного пластика.
(Слайд №13)
За спектакль Люмьер расходует 60 мл жидкого бутана,
а всего за последние 7 лет
Люмьер сжёг на сцене
более 264
кг этого вещества. (Слайд №14)
Мощности светового
оборудования, которое используется в спектакле, хватит для того, чтобы осветить
футбольный стадион. (Слайд №15)
С момента мировой премьеры
спектакля с заколдованной розы опало
более 13 000 лепестков. (Слайд №16)
Учитель: - Вот таков он – Мир
мюзикла! Яркий, иногда праздничный, иногда трагичный, одновременно лёгкий и серьёзный, простой и
сложный, но обязательно с отличными актёрами, грамотными мастерами сцены,
увлекательным сюжетом и самое главное - прекрасной музыкой!
-Давайте мы ещё раз перечислим все составляющие мюзикла, как самого
популярного театрального жанра современности, необходимые для его успешного
«шествия по планете»
(Информ-слайд №17))
1.Сюжет
2.Либретто
3.Музыка и самое
главное-наличие хитов
4.Тексты песен
5.Режиссура
6.Хореография
7.Талантливые исполнители
8.Декорации, театральный
реквизит
9.Костюмы, парики
10.Грим
11.Свет
12.Звук
И всё это, конечно в превосходной степени!!
Учитель: - Вот он – Мир современного
музыкального театра!
И наш урок сегодня мне
хочется закончить ещё некоторыми фрагментами из популярных мюзиклов последнего
10-тилетия. Думаю, что вы угадаете их и
даже будете подпевать.
«Угадай-ка»:
(1.Видеофрагмент мюзикла
«Ромео и Джульетта» - «Короли ночной Вероны» в исполнении Арт-группы «РиДж» вокально-эстрадной
студии «Виктория» МОУ «СОШ № 6 г.Чебоксары;
2.Видеофрагмент из молодёжного киномюзикла «High
School Musical» -
« Классный мюзикл» - «Все вместе»)
Учитель: - Я надеюсь, что сегодня на уроке вы
пополнили багаж ваших знаний и получили не только удовольствие, но и заряд
творческой энергии, которую вы обязательно воплотите в жизнь! Ну, и конечно же
наш сегодняшний урок мы завершим песней из мюзикла «Красавица и Чудовище»
( Заключительное слайд-шоу).
Литература:
1. Бабанский Ю.К. О
дидактических основах повышения
эффективности обучения.- 52 - 56 с.
2. Белобородова В.К.
Методика музыкального образования. М., «Академия», 2002г. – 83 с.
3. ВикипедиЯ.
Свободная энциклопедия. Материал о мюзикле «Красавица и Чудовище» http://ru.wikipedia.org/
4. В мире искусств.
Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и
психологии искусства /сост.Т.К.Каракаш, А.А.Мелик-Пашаев;
науч.ред.А.А.Мелик-Пашаев.-М., 2001г. - 334 с.
5. Выготский Л.С.
Психология искусства. /М., «Искусство».-1986г. - 49 с.
6. Шиянов Е.А.,
Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М., «Академия», 2000г. – 127 с.
7. Щуркова Н.Е.
Культура современного урока / Н.М.Щуркова. 2000г. - 112 с.
|